30 ноября 2024 года в рамках образовательной программы выставки «Россия – любовь моя. Искусство ювелиров России. XIX-XXI век» прошла лекция «Алмазный фонд. XX в.: произведения мастеров Экспериментальной ювелирной лаборатории Гохрана».
Сотрудник выставки «Алмазный фонд» Валерия Романова рассказала о формировании и деятельности Экспериментальной лаборатории ювелирного искусства.
Во второй половине XX века в СССР особенно остро встал вопрос о художественной направленности собственного ювелирного искусства.
Была поставлена задача рядом с шедеврами прошлого достойно представить изделия современных ювелиров России. И вот 1965 году при ВНИИ Гознака была создана Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства, которая в 1970 году была переведена в Государственное хранилище ценностей (Гохран), просуществовав до 2000 года.
В течение девяти лет мастерскую возглавляла художница Н.В. Ростовцева, в 1974 году ей на смену пришел художник и ювелир В.Г. Ситников, к которому присоединились великолепные ювелиры В.В. Николаев, Г.Ф. Алексахин, Б.В. Иванов и В.Е. Жилин, которые обладали высочайшим техническим мастерством, тонко чувствовали природу камня, красоту благородного металла.
Мастера экспериментальной лаборатории ювелирного искусства не только переняли и сохранили традиции лучших ювелирных мастеров России прежних лет, но и отразили свой характер и идеи в современном ювелирном искусстве, и продолжили прославлять ювелирные традиции России.
Поистине прославила коллекцию современных ювелирных изделий великолепная брошь «Бриллиантовая роза», выполненная в натуральную величину ювелирами В. В. Николаевым и Г. Ф. Алексахиным.
Тонкий стебель чуть согнулся влево под тяжестью только что распустившегося цветка и плотного, вот-вот готового начать раскрываться бутона. Лепестки розы скреплены в центральной части потайными пружинками-трясульками; подобно работам мастеров прошлого, цветок поражает эффектом легкого дрожания, отчего особенно усиливается игра камней, каждый из которых огранен полной классической огранкой, что редко для бриллиантов такой величины.
За время существования творческой мастерской было создано значительное количество произведений ювелирного искусства, пополнивших Госфонд России.