Page 15 - GIM_2
P. 15
крыльев и хвостового оперения, заполнены гармонии, возрождения и чистоты. Легкое,
бриллиантами круглой огранки превосход- ажурное и очень нежное художественное
ного качества. Эмали выполнены с ювелир- произведение получилось благодаря вирту-
ной тонкостью, создается впечатление, что озной работе ювелиров с серебром, золотом
цвет их передан нанесенной акварелью. и бриллиантами.
Добиться этого было непросто: чтобы не Рядом с изысканными ювелирными укра-
сделать ошибки в тоне, нужно приготовить шениями размещено самородное серебро.
серебряные пластинки, вырезать из них Оно в природе встречается крайне редко и
лунки, заполнить эмалями разных цветов, является уникальным материалом коллек-
«пожечь» пластинки для закрепления эмали. ции драгоценных металлов Гохрана России.
Передняя линия крыльев птицы исполнена Серебро в природе встречается как сопут-
ювелиром с помощью резца и полупрозрач- ствующий минерал в железорудных, медно-
ной серо-белой эмали. Мастер создает так на- колчеданных, полиметаллических и других
зываемый опалесцирующий эффект, когда, в месторождениях. В отличие от самородного
зависимости от угла падения света на эмаль, золота и платины самородное серебро не
она кажется то прозрачной, то слегка при- образует самостоятельных россыпных ме-
глушенной и по яркости и по многоцветию сторождений. Оно редко встречается в
бликов становится похожей на благородный незначительных количествах в качестве вто-
опал. Тельце птицы, проработанное резцом ростепенного минерала в золотых и платино-
и покрытое полупрозрачной белой эмалью, вых россыпях. Тем более ценны его находки в
выполнено особым способом: надавливая на природе. Самородок более пятидесяти грам-
грабштихель с большей или меньшей силой, мов считается крупным.
мастер получал штрихи разной глубины, и Экспонируемый в витрине самородок
это придавало прозрачной эмали, наложен- серебра, имеющий массу 1029,70 г, безус-
ной на штриховку, вид естественного опере- ловно, уникален. Он был найден в 1986 году
ния птицы. Все говорит о создателе броши, в Амурской области в Тындинском районе на
петербургском мастере Л.Л. Татищеве, как о прииске «Соловьевском». История прииска
большом художнике. началась в 1868 году, когда Верхне-Амурская
Он происходил из древнего дворянского золотопромышленная компания приступи-
рода (родился в 1869 году), воспитание полу- ла к освоению россыпного месторождения
чил в Пажеском корпусе. Аристократ по про- золота в долине реки Джалинда. Там и се-
исхождению, он посвятил себя ювелирному годня осуществляется добыча золота. Рядом
искусству. размещается самородок массой 413,30 г. Он
В витрине с брошью в виде чайки со- был найден в Хабаровском крае во время
седствуют брошь-кулон и колье. В стиле мо- Великой Отечественной войны и поступил в
дерн мастером фирмы «Фаберже» исполнена 1944 году в Гохран. Находка 1948 года – са-
брошь-кулон. Лицевая часть ее конструкции мородок серебра массой 72,00 г, добытый
серебряная тонированная, что позволило ма- на Соколовско-Сарбайском месторождении
стеру особо эффектно выделить в цветочной (Казахстан), также стал частью уникальной
стилизованной композиции прекрасного ка- коллекции Гохрана России.
чества крупные бриллианты и разместить по Входит в нее и самородки платины – од-
центру среди них бриллиант в 2,5 карата. ного из самых редких металлов на земле.
Мастера московской Третьей артели В 1819 году в России платину впервые
ювелиров, создавая колье в стиле модерн, обнаружили на Урале близь Екатеринбур-
использовали в декоре мотив лотоса. Ло- га, а в 1824 году были открыты платиновые
тос – символ духовного просвещения и россыпи в Нижнетагильском округе. К концу
15